| |
В.Б. Слезин
НИИ им. В.М.Бехтерева,
Санкт-Петербург
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА С
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
С развитием цивилизации человечество
(особенно европейцы) стало отходить от национальной культуры и религиозных форм
поведения, основанных, как правило, на физиологически целесообразном принципе.
Эрик Хофф как-то
сказал, что «тот, кто хочет усовершенствовать человека, в конце концов,
превращает его в животное». Борьба за брак по любви привела к полному
уничтожению самой любви. Французы говорят, что самое большое препятствие на пути
к любви – это отсутствие всяких препятствий. Любовью стали называть половой
акт.
Вводится запрет на
употребление цензуры. Запрет цензуры привел к снятию тормозных реакций у
писателя. Произошло то же, что и с любовью. Литература жила пока были
препятствия и заболела от слишком больших возможностей. Цензура способствовала
сохранению культуры, отбрасывая все ей противоречащее, позволяла сохранить
направление, стиль. Царская цензура немало сделала для появления Пушкина и Льва
Толстого, Лермонтова и Достоевского, Тургенева и Гоголя. Всех великих писателей
того «мрачного рабского времени» не перечислишь. Теперь такой литературы нет и
быть не может. Теперешние дети способны только с трудом освоить упрощенные
брошюрки, скелеты некогда великих творений.
Большие возможности
загубили Бармалея в известном фильме «Айболит-66», губят они и любое начинание
человека. Когда воспроизвели кривую, описываемую центром тяжести человека,
идущего по канату, оказалось, что по своему частотному спектру она близка к
электроэнцефалограмме (ЭЭГ), т.е. человек может удержаться на канате, колеблясь
в частотном диапазоне ЭЭГ, то есть можно говорить об определенном частотном
коридоре жизни. По-видимому, и на “канате разума” человек может удержаться
только в рамках своей культуры, которая и является коридором, в котором человек
остается человеком. Распад культуры приводит к вырождению общества и отдельных
личностей. Это вырождение естественно охватывает не только круги литературности,
но и иные слои населения. Для доказательства этого положения мы провели ряд
исследований.
В лабораторию на
обследование к нам приходят подростки и юноши, больные “игорной” болезнью. Дети
получили свободу действий, компьютерные клубы, игорные дома и т.п. Эта “свобода”
(от культуры) превратила детей в рабов, причем не побуждаемых бичом, а в рабов
по собственному желанию, которых не надо охранять, их держат крепкие цепи
внутримозговых связей. О таких людях писал Оруэлл в своей знаменитой книге “1984
г.”.
Мы входим в эпоху
тотального рабства, из которого не убежишь, поскольку современные рабы, по сути,
являются началом в известной степени нового биологического вида.
Его представитель
амимичен, безволен, все человеческое ему чуждо. Слово семья вызывает у него
ужас, работа не интересует, все деньги он проигрывает, друзей у него нет, играет
с игровым автоматом формально. Больной понимает, что его поведение патологично,
что без родителей он не проживет, просит помочь ему, со всем соглашается, но
поведения не меняет.
Анализируя
данные ЭЭГ у практически здоровых детей, мы отмечали замедление развития мозга
в том случае, если дети предпочитают чтению книг пассивное восприятие
телевизионной информации. Как и мышцы, мозг надо тренировать. “То, что не
тренируется, отмирает” – слова Ивана Петровича Павлова. Упрощенные издания
классиков, сказок для детей способствуют снижению их интеллекта, формированию
склонности к примитивному времяпровождению (просмотр телевизора, компьютерные
игры, игровые автоматы, питье пива и т.д.).
Получается как по
Оруэллу – «свобода это рабство». Сегодня многие говорят о свободе, но мало кто
дает ей определение. Слово «свобода» чаще всего используется как некий
эмоциональный лозунг без определенного содержания… Маркс назвал свободу
осознанной необходимостью. Человек может находиться в доминантном состоянии,
когда все прочие формы поведения подавляются, но может в нужный момент
переключиться на другую форму поведения. Застревание на какой-то форме
поведения, неспособность переключиться – это уже болезнь, а значит и несвобода.
Свобода, в нашем
понимании, это способность в нужный момент переключиться на другую форму
поведения, вести себя иначе, как того требуют обстоятельства. Человек,
понимающий, что надо менять поведение, но не способный это сделать, не может
считать себя свободным.
Народоволец Николай
Александрович Морозов, проведя более 20 лет в одиночной камере Петропавловской и
Шлиссельбургской крепости, изучил семь древних языков, написал многотомный труд
“Иисус Христос”. Морозову удалось создать доминантное поведение, отбросив как
мешающие остальные варианты. Сидя в тюрьме, он делал то, что хотел, т.е. был
свободен.
Способность
достигать свободы вырабатывается в процессе воспитания дома, в школе, путем
самосовершенствования. Важна не раскрепощенность в поведении, а способность
заставить себя вести так, как требуется в данный момент.
Знаменитый
кораблестроитель академик А.Н.Крылов в воспоминаниях описывает свое учение во
французской школе. Преподаватель держал учеников в постоянном напряжении, не
давал им ни на секунду отвлекаться. Всякого кто отвечал невпопад или смотрел в
сторону, он жестоко наказывал, а после урока заставлял переписывать французский
толковый словарь. Так учитель-француз вырабатывал у учеников способность
сосредоточиться на текущей деятельности. Детям это давалось нелегко, но они
этому обучились. Академик не раз впоследствии с благодарностью вспоминал своего
учителя, который «не хотел есть хлеб даром». Через три месяца они все свободно
говорили и читали по-французски. Так учитель обучал детей умению придерживаться
нужного в данный момент поведения и делал их свободными. Естественно, что после
урока дети переключались на другую форму поведения.
Сегодня трудно
согласиться с критикой так называемой “стрессовой педагогики” (пометок в тетради
красным карандашом, отметок в первом классе, экзаменов и т.д.). Подобные мелкие
стрессы тренируют мозговую систему отбора информации, помогают развитию
способности к сосредоточению и дисциплине.
Дисциплина, выбор нужной в данный
момент формы поведения дает не только успешность в работе, но и укрепляет
здоровье.
Известно, что больные, перенесшие инфаркт
миокарда и полностью погрузившиеся в свою болезнь, скрупулезно выполняющие
предназначения врача, живут в среднем меньше тех больных, которые уделяют больше
внимания какому-то делу, а не своей болезни. Раковые неоперабельные больные
живут дольше, если они верят в Бога и молятся.
Как это объяснить с
физиологических позиций? В мозгу животного и человека имеются структуры,
стимуляция одних из которых через введенный в мозг электрод вызывала
положительное, а других отрицательное эмоциональное состояние. Длительная
стимуляция негативных структур вызывала у животного различные заболевания типа
облысения, язв на коже, повышения кровяного давления, невротизации и т.д.
Продолжение опытов могло привести к смерти животного. Проводя опыты с различными
сочетаниями стимуляций позитивных и негативных структур мозга, нам удалось найти
сочетание, при котором не отмечено каких-либо психосоматических заболеваний и в
то же время животное сохраняло достаточную активность.
На одно отрицательное раздражение
приходилось три положительных. Чтобы сохранить свое здоровье человек должен
стремиться к указанному балансу эмоций.
Эта гармония между
различными формами поведения определяет здоровье человека, его физиологическую
норму. С.Б. Семичев считал, что “норма есть точка приложения усилия с целью
предотвращения болезни”. Эта норма определяется способностью мозга формировать
адаптивное поведение. Где формируется это поведение, там и точка приложения
усилий. Можно полагать, что личность есть производная свободы воли, т.е. человек
из многообразия форм поведения может выбрать нужную форму. Такая свобода воли
достигается за счет огромной информационной емкости мозга и его вероятностной
организации, позволяющей производить быстрый перебор вариантов решения об
адекватном поведении.
Человек всегда
колеблется между индивидуальным и общественным поведением. Способность
переключиться от одной формы поведения на другую чрезвычайно важна для
общественного развития человека и человечества.
Для выживания
человечества (народа) в процессе индивидуального развития человек должен
тренировать механизмы общественного и индивидуального поведения, что позволит
ему работать то в одном, то в другом режиме.
Подобное раздвоение на две формы
поведения наблюдается уже у животных, причем такое поведение не является
врожденным и после утраты не восстанавливается. Так волки владеют довольно
сложной коллективной системой охоты – построение серпом. Собаки, генетически
такие же как волки, утратили данную форму поведения. Охота стаи одичавших собак
проходит без такого построения.
Как показали
исследования П.В. Симонова и его сотрудников, получение только позитивных
эмоций, отсутствие страха и риска приводят к росту сосудистых заболеваний –
инфарктов и инсультов.
Работа проводилась
на крысах, имеющих изобилие кормов и имеющих возможность при желании уходить в
темные ходы.
Напомню, что по нашим
данным, раздражителей должно быть один к трем.
Еще в 1956 г. в
работах нашей лаборатории была показана зависимость уровня сознания человека от
синфазности и контрфазности колебаний ЭЭГ. При эпилепсии сознание сглаживается,
т.е. уровень сознания падает. При пароксизмальной активности фронтоокципитальный
градиент резко падает, а хаотичность в разных областях коры приближается к
единому уровню, т.е. происходит уравнивание функциональных состояний всех
областей коры. Такое же уравнивание или тенденцию к нему мы наблюдаем при
ритмическом свете и звуке. Снижением уровня сознания можно объяснить изменение
личности при эпилепсии, рост пунктуальности как компенсации снижения сознания.
Такое же снижение
сознания наступает при прослушивании ритмической музыки. Данный эффект может
носить различный характер, вызывать зависимость от музыки, от исполнителя,
вплоть до патологического характера. Хоровое исполнение может способствовать
усилению дружеского настроя, поднимать воинственный дух и т.д.
Таким образом,
эффект от прослушивания музыки может быть различным, но физиологические
механизмы, лежащие в основе этого эффекта, общие – это снижение уровня
информации и рост энтропии в коре больших полушарий, при этом нарастает хаос,
сглаживаются региональные и лобнозатылочные функциональные различия. Такой
механизм запоминания и выработки нового поведения можно назвать редукционным,
действующим в упрощенческом инволюционном плане по типу запечатлевания у детей.
Почему же человек не
довольствуется нормальным поведением в деле баланса позитивных и негативных
эмоций?
Конрад Лоренц в
книге “Агрессия” описывает поведение сорного петуха, который строит из травы
шалашик и собирает в нем разные яркие предметы. Когда мимо воздвигнутых
шалашиков проходит курица, петухи начинают буквально кидать к ее ногам свои
накопленные “богатства”. После того как курица входила в шалаш своего
избранника, петух терял всякий интерес к накоплениям. Петушиные “богатства” не
были для него самоцелью, а только средством продемонстрировать курице свою
полноценность, способность прокормить семью, т.е. богатства для петуха это не
счастье, а только путь к счастью. Таким же путем к счастью является и танец
журавля, и иные способы доказать свою полноценность и право на продление рода у
различных животных.
Такие
доказательства не требуются домашним животным, их полноценность устанавливает
человек. Причем эта полноценность определяется потребностями человека, а не
животного.
Компрачукосы в
романе Виктора Гюго «Человек, который смеется» делали из детей смешных уродцев.
То же делают из собак «цивилизованные» собаководы, выводя породы (карликов,
кривоногих, с обратным прикусом, с короткими ногами и т.д.). Таких животных,
выведенных на потребу и потеху человека, называют скотами. К сожалению, и из
себя человек часто формирует нечто противоестественное.
Мозг женщины
отличается от мозга мужчин. Естественно, что отличный мозг формирует и отличное
поведение. Человек двуедин, но его половины различны и имеют наряду с общими
разные физиологические и социальные функции. Попытки механически приравнять
функции женщины к мужским калечат женщину. У нее формируются доминанты, не
соответствующие физиологии ее пола. Стирание грани между полами крайне опасно.
Недаром и
православие, и ислам, и многие иные религии говорят о мужском и женском чине.
Разный чин имеет разную одежду и различные функции при религиозном обряде. У
мусульман даже помещения для молитвы в мечете у мужчин и женщин разные.
Стирание различий,
введение одежды “унисекс”, проповедь среди женщин силовых видов спорта, вредных
и сопряженных с перегрузками профессий, военных специальностей не только вредят
здоровью и детородным функциям женщины, но и психологически меняют ее, нанося
ущерб любви, семье, семейному счастью.
В интервью газете
«Корабли» депутат петербургского Собрания Наталья Евдокимова на вопрос
корреспондента, были ли у нее светлые моменты, ответила: «Как, наверное, у
всякой женщины – это рождение детей. Когда от тебя отделяется другая жизнь,
частица тебя самой – это ни с чем не сравнимое чувство, это когда задыхаешься от
восторга, от безумного счастья». («Корабли», № 7, март, 2003 г.).
Счастье всегда
физиологично, природно. Отрыв от природы лишает человека возможности восприятия
счастья, делает его эмоционально ущербным, приносящим несчастье другим.
Способность ощутить счастье не врожденная. Когда новорожденную обезьянку
поместили рядом с куклой, она восприняла куклу как мать. После рождения
собственного детеныша, обезьянка сидела около него как истукан, подражая своей
“маме” – кукле.
Согласно
современным представлениям, функциональная организация новой коры больших
полушарий мозга у взрослых особей животных не является сформировавшейся,
консервативной функциональной системой, как считалось ранее, а подвержена
значительной перестройке под действием средовой информации. То же, естественно,
относится и к людям. Книги и кинофильмы , воспитывающие любовь к детям и семье,
могут даже взрослых людей с неправильным мировосприятием научить как найти
счастье. Большой вред наносит пропаганда половой психопатии как нормы.
Бог уничтожил Садом
и Гоморру, а люди воссоздают их. Гомо-, бисексуализм охватили значительную часть
населения земного шара. Провозглашение патологии нормой способствует росту
болезни поведения. Иммунитет к болезни разрушен, и люди не способны увидеть
патологию. Потеря понятия нормы лишает человека счастья, но что есть норма, а
что патология, где критерии? Один считает, что лучше немного постоять на
коленях, чем навсегда умереть стоя. Но, как правило, кто однажды опустился на
колени, тот простоит на них всю жизнь. И дело даже не в этом. Стоящие на коленях
быстрее вымирают.
П.В. Симонов в
лабораторном эксперименте показал, что крысы, помещенные в вольер с изобилием
пищи и темными ходами, разделяются на две группы: пытающихся исследовать эти
ходы и не пытающихся, т.е. на «храбрых» и «трусливых». Было достоверно показано,
что у «трусливых» часто случаются инфаркты, а у «храбрых» их нет вообще.
Чтобы сохранить
здоровье, надо или простить, или адекватно отреагировать.
Немецкий философ Освальд Шпенглер,
написавший в 1918-1922 гг. “Закат Европы”, противопоставлял понятия
“цивилизация” и “культура”. Умирая органическая культура перерождается в свою
противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на
смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. “Империализм,
пишет О. Шпенглер, -- это чистая цивилизация. В его появлении лежит неотвратимая
судьба Запада. Энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия
цивилизованного вовне, культурный человек – патриот по определению. Английский
писатель, публицист Джорж Оруэлл, следующим образом определяет патриотизм:
“Патриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер как в
военном, так и в культурном отношении”, патриотизм – это “приверженность
человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает
лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязывать их силой другим людям”.
И силы животного, которое защищает от вторжения свою территорию, утраиваются,
появляется храбрость, не свойственная зверю вне его территории.
Часто пишут о
генетически детерминированном типе нервной системы. Но мнение же М.М.
Хананашвили, тип высшей нервной деятельности зависит от мотивационного настроя.
Так обычная домашняя кошка, обзаведясь котятами, из слабого типа ВНД
превращается в сильного, демонстрируя агрессивное поведение. То же самое
происходит и при защите территории. У животного со слабым типом ВНД, он резко
меняется на своей территории и особенно у входа в логово. У Киплинга волчица у
входа в логово не испугалась тигра.
По-видимому,
врожденное занимает гораздо меньшее место в жизни человека и высших животных,
чем это принято считать. Поведение вырабатывается в процессе жизни, испытывая
модулирующее влияние врожденных мотиваций, роль которых не столь уж велика.
Французская поговорка: «Основное препятствие для любви – это отсутствие всяких
препятствий», очень точно описывает социальный портрет любви. Любовь – это
ритуалы, выполнение которых вызывает гармонию, задает общий ритм у вступающих в
брак.
Конрад Лоренц в
книге “Кольцо царя Соломона” описывает сложный ритуал сватовства у галок.
Прирожденный этолог Лоренц наблюдал даже расторжение помолвки у галок.
Расторжению помолвки может способствовать нарушение ритуала ухаживания, т.е.
бескультурье. Неумение “и ступить, и молвить” как положено в данном сообществе и
есть бескультурье.
В природе галка
канадская не сойдется с галкой европейской, у них разная культура. Разнообразие
культур (национальностей) является необходимым условием существования живого,
это разнообразие определяет информативность социальной организации, а накопление
информации и создает индивидуальность восприятия окружающей среды и человека и
народа.
Уничтожение этого разнообразия, рост
социальной энтропии приводит к гибели народов и цивилизаций.
Для выживания любого
народа необходимы архетипические иррациональные доминанты, важнейшими из которых
являются вера и патриотизм. Собственно патриотизм – это тоже вера – вера в то,
что дома лучше всего, “и дым отечества нам сладок и приятен”.
Народ должен верить,
чтобы жить: “Мы так вам верили, товарищ Сталин, как может быть не верили себе”.
Римский герой Гай Муций Сцевола, чтобы доказать схватившим его врагам свое
презрение к боли и смерти, не дрогнув, сам опустил свою руку в огонь. Николай
Гастелло направил свой подбитый самолет на колонну грузовиков и танков
противника. Это героизм на войне, а в мирное время налоговый полицейский честно
собирает налоги и не себе в карман.
Иррациональные
доминанты основаны не на логике, не на рационализме, а на национальной культуре,
ее догмах, внушенных в детстве.
Семья дает детям
чувство защищенности, т.е. положительные эмоции, которые в свое время направят
устремления молодого человека к созданию своей собственной семьи. Дети, выросшие
в детдомах или неполных семьях, не ощущавшие надежной защиты, как правило,
невротичны, относятся к семье прохладно и не спешат заводить собственную семью.
Сытое население вымирает, а страна паразитирует на импорте чужих детей.
Технический прогресс в развитых
странах оборачивается биологическим регрессом.
Этот путь к гибели прошли многие народы и
цивилизации. Если в России вымирание коренного населения объясняется тяжелым
экономическим положением, то почему то же самое происходит на территории
экономически благополучной Европы? Почему улучшение жизненных условий в так
называемых «цивилизованных государствах» ведет к вымиранию и деградации той
части населения, которая традиционно относится к христианской церкви? Причина,
конечно, не в улучшении или ухудшении (как это происходит в России)
экономической ситуации, а в изменении сознания людей, что отчасти является
следствием нарушения семейных отношений: распада семьи, введения в норму статуса
“матери-одиночки”, распространения гомосексуализма и однополых браков.
Причиной повышенной
агрессивности и склонности к вандализму у подростков западноевропейских стран
Конрад Лоренц считает распад семьи и вытекающие отсюда ослабление социальных
связей и ритуалов. Все более и более отдаляясь от семьи, подростки не принимают
участия в традиционных семейных или национальных праздниках. Но именно такое
участие способствует “отклонению эмоционального маятника” в положительную
сторону, когда человек испытывает радость, снимающую уныние, снижающую уровень
агрессивности.
Подобное «лечебное»
воздействие оказывают и приятные воспоминания, связанные с посещением значимых
для человека мест. Поэтому эмигранты, лишенные такой возможности, обычно более
агрессивны и более склонны к вандализму, чем местные жители. Свободные от
«комплекса семьи» подростки становятся своеобразными «эмигрантами», никуда не
уезжая. Нехватка положительных эмоций делает их нервными, психически
неустойчивыми. Знакомый шведский психофизиолог рассказал, что, по его данным,
среди шведских детей чрезвычайно высок процент невротиков (до 50%), между тем
как среди полуголодных детей Судана их практически нет. Из чего он сделал вывод,
что для психического здоровья бытовое благополучие не является самым главным, а
скорее, наоборот (см. примеры из Жития Святых).
Научные
эксперименты, проведенные на животных, доказали насколько важен баланс
положительных и отрицательных эмоций. Нарушение этого баланса у человека также
ведет к болезням (как психическим, так и телесным), к росту самоубийств,
пагубным попыткам уравновесить его посредством наркотиков, алкоголя, социальной
агрессии.
При сложившемся
недостатке позитивной активации, человек вынужден искать способы достижения
эмоционального равновесия. Активация позитивных эмоций может достигаться при
решении поставленной задачи, что, так или иначе, способствует восстановлению
нарушенного баланса эмоций. В случае невозможности адекватного решения задачи,
человек пытается получить позитивный эффект посредством придуманного нереального
решения. В физиологическом плане слово «миф» равнозначно «доминанте». Все
раздражители, подкрепляющие доминанту, воспринимаются позитивно, т.е. без
критики, а активация позитивной системы мозга способствует восстановлению
эмоционального баланса.
Это положение
подтверждается экспериментально. Посредством двухсуточной пищевой депривации
создается пищевая мотивация, основанная, как известно, на активации негативных
эмоциогенных структур, что способствует формированию поведения, направленного на
поиск пищи. В случае затрудненности такого поиска разрушительное действие
негативных эмоций может быть уменьшено посредством развития конкурентной
псевдомотивации. Известный исследователь Бомбар [2] утверждал, что потерпевшие
кораблекрушение в море гибнут не от жажды, а под действием негативных эмоций. В
нашем эксперименте голодное животное бежало по маршруту, которому было ранее
обучено, и во время побежки каждые 10-15 секунд получало электростимуляцию
позитивной структуры мозга. При этом животное отказывалось подбирать
разбросанные на маршруте кусочки мяса, т.е. пищевая мотивация блокируется
биологически бессмысленным поведением. При увеличении интервалов между
стимуляциями собака во время побежки начинала подбирать мясо, а при дальнейшем
увеличении интервалов – прекращала побежку.
Оказывается,
биологически бессмысленное ритуалоподобное поведение несет свою биологическую
нагрузку в плане смягчения действия негативной активации. Можно полагать, что
такое же полезное действие оказывают на поведение человека мотивации, основанные
на развиваемых им мифических концепциях. Такие ритуальные мотивации могут носить
самый разнообразный характер, но их сокращение приводит к росту негативных
состояний, агрессии, вандализму, что и отмечал К. Лоренц [10], на примере
лишенных «комплексов» подростков на Западе. К ритуальным мотивациям можно
отнести резкий рост оккультизма при неблагоприятных социальных ситуациях, а
также веру в нелепые события.
На лекции о
дельфинах, с которыми я длительное время работал, слушатели рассказывали, что на
дне Северного моря нашли образцы мебели, изготовленной дельфинами. На довод, что
дельфины легче воды и чтобы лечь на диван им надо привязать пару больших камней,
не говоря уже о том, что у них нет рук и диваны делать нечем, да и дышат они
воздухом и каждые тридцать секунд им придется отвязывать камни и всплывать.
Вполне психически полноценные люди не реагировали и продолжали искренне верить в
эту сказку, передавая ее знакомым, и те тоже верили. Все это делали человека
носителем каких-то знаний, и в какой-то степени снимало влияние негативной
информации.
Исследования
показали, что человеку для полноценной радости требуется участие всех уровней
сознания. Только в этом случае он одновременно с радостью не будет испытывать
мук совести и одиночества, пусть подсознательно. Падение религиозности, распад
семьи делают счастье человека неполноценным. Настроение в целом снижается, и
«маятник эмоци» отклоняется в отрицательную строну.
Все это может привести к вымиранию
сытой, но ущербной в своем сознании европейской расы и замене ее на социально
более полноценные народы.
Итак, чтобы испытывать полноценные
положительные эмоции, надо иметь полноценную структуру сознания. Она формируется
у младенца при счастливой матери, у ребенка – при полной семье, а у взрослого –
при социальном благополучии, позволяющем создать счастливую семью и
самосовершенствоваться. Ущербность же структуры сознания приводит к потере
правильных ориентиров, основанных на биологическом законе сохранения вида.
Человек с ущербной структурой сознания как будто бы движется к цели всю жизнь,
но так и не достигает ее, он не заводит семьи, но собирает материальные блага,
которые могли бы облегчить ее существование. Все это и приводит к вымиранию
«сытых и цивилизованных» народов Европы и замене их социально более
полноценными, хотя и менее «цивилизованными» народами. Для нашего же народа
выход из этой ситуации вымирания прежде всего в укреплении нравственности, семьи
и православной веры. Как это ни банально звучит, «наше будущее – это наши дети».
И самое главное при воспитании подрастающего поколения – учитывать возрастные
особенности восприятия тех или иных социальных ценностей. Так, несвоевременное
половое обучение детей школьного возраста, не достигших общественного уровня
сознания и не способных понять социальную роль брака, приводит к росту
извращений, разврату и цинизму. У детей следует воспитывать такие формы
ограничения асоциальных форм поведения, как патриотизм, порядочность, честь,
совесть, гордость, нравственность. Только такое воспитание может прекратить
вымирание и избавить людей от СПИДа, гепатита и прочих заболеваний, связанных с
социальным вырождением.
Фридрих Энгельс в книге “Происхождение
частной собственности и государства” пишет: “Таким образом, то, что мы можем
теперь предположить о формах отношений после предстоящего уничтожения
капиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер,
ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Но что придет на
смену? Это определиться, когда вырастут новые поколения мужчин, которым никогда
в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства
власти, и поколения женщин, которым никогда не придется отдаваться мужчине из
каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости
с мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они
отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается
сделать; они будут знать сами, как им поступить».
Но вот родились эти
поколения новых мужчин и женщин. А предсказания Энгельса не сбылись. Наоборот
любовь как таковая исчезает, браков мало, а среди тех, что есть, много по
расчету. Процветает проституция. Почему так? Великий материалист слишком упрощал
жизнь. Он говорил о любви, не дав определения этому понятию. Это и не мудрено,
потому что любовь понятие иррациональное, а Энгельс, как европеец, мыслил сугубо
рационалистически.
При записи
электроэнцефалограммы у священников во время молитвы мы наблюдали исчезновение
быстрых ритмов, что напоминало запись, сделанную у спящего человека при
отсутствии сновидений. Это открытие позволило предположить, что во время
церковного обряда человек может войти в особое состояние сознания, при котором
можно ожидать явления типа «запечатлевания», при котором наблюдается эффект
мгновенного запоминания. Можно полагать, что при всяком венчании элемент этого
эффекта в той или иной степени присутствует (в зависимости от уровня
религиозности). Этот феномен без сомнения способствует прочности брака и
стабильности общества.
Во французском
фильме «Поздний брак» у супругов возникает размолвка по поводу технологии
выдавливания пасты из тюбика. Муж подкручивает тюбик, а жена его просто давит.
Она считает мужа педантом, а он ее варваром. В данном примере мы видим не
совпадение семейной культуры – второго уровня сознания. Такое несовпадение
стороннему наблюдателю кажется ничтожным, но постепенно ежедневное мелкое
раздражение перерастает в ссору. Накопление таких пустяков может привести к
расторжению брака. По Энгельсу, некая любовь осчастливит человека, но что это за
штука – любовь, он понять не смог. Преодолению подобных бытовых разногласий
способствует вера в святость церковного брака.
Третий уровень
сознания – социальный также может иметь различия у мужа и жены. Такой уровень
достигается при появлении в биотоках мозга быстрых ритмов и при нем преобладает
логическое мышление над эмоциональным. Разное мировосприятие, при котором, как в
примере с зубной щеткой, интересы и взгляды одного будут раздражать другого.
Каждый прошел свой путь воспитания и образования. У каждого свой взгляд, а
взгляды могут расходиться. Что может соединить и скрепить разных людей?
По-видимому, только
нечто иррациональное, т.е. то, что не вписывается в обычные житейские
представления о жизненном успехе. Слово «невеста» в русском языке происходит от
слова неизвестная. Жених впервые видел невесту только в день свадьбы. Сейчас
такое положение дел критикуется, но в нем был глубокий смысл. Невеста приходила
как бы не от мира сего, как бы от самого Господа Бога. Люди считали, что браки
заключаются на небесах. Разводы считались грехом и были очень редки. И
впоследствии ритуал брака был торжественен. Брак благословлял священник от имени
самого Бога. Прочность брачного союза как у человека, так и у многих животных,
необходима для выращивания полноценного потомства. Энгельс и иже с ним
отбрасывали «поповщину», а вместе с ней и надежность брака и рушили все здание
социальной структуры, основанное на семейном воспитании детей, рушили второй
уровень сознания, что с неизбежностью приводило к запуску процесса вымирания.
Ситуацию спасают народы с полноценным сознанием, откуда ущербные народы
(рационалисты) черпают рабочую силу. Миллионы иммигрантов принимает Европа и
США. Паразитирование на чужом материнстве не лучший способ существования,
который рано или поздно приведет страну – демографического паразита к гибели.
Таким образом, стабильность общества и здоровье населения в значительной
степени зависит от соответствия бытия физиологическим нормам.
Человек имеет три иерархических уровня в
структуре сознания: невербальный, групповой (семья человека, стая у животных),
социальный (только у человека). Сохранение жизни зависит от полноценного
функционирования всех трех уровней сознания. От полноценности человека зависит
сохранность и стабильность общества. Этим же определяется и здоровье общества,
которое, начиная со школьной скамьи, должно усваивать понятие нормы и патологии,
стремясь к первому и исключая последнее. Чрезвычайно опасно мешать норму с
патологией не только инфекционной или соматической, но и поведенческой. Норма
должна быть доминантным состоянием, подкрепляемым активностью позитивных
структур мозга. Человека с детства необходимо приучать любить норму и стремиться
к ней, что будет способствовать выработке иммунитета к такой поведенческой
патологии, как наркомания и гомосексуализм.
Человек с детства должен обучаться
умению придерживаться одной необходимой в данное время формы поведения, подавляя
все, что мешает этому поведению (в том числе патологические формы). Подавлению
патологии могут способствовать такие социальные доминанты как патриотизм,
гордость, честность и т.д.
Целеустремленность не есть врожденное
свойство, она воспитывается с детства. Способность отбросить все ненужные в
данный момент формы поведения, идти в направлении избранной цели приносит не
только успехи в делах, но и здоровье.
|