| |
А.Е. Зимбули
Д.ф.н., профессор кафедры этики и эстетики
РГПУ им. Герцена, Санкт – Петербург.
ЦЕЛЕВЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
В библейских
текстах слово «культура» не упомянуто ни разу. Но разве на основании этого факта
кто-нибудь станет утверждать, будто жизнь древних обладала менее выраженным
векторным, интенциональным характером? Разве они меньше нашего сетовали на
неудачный жребий, или с меньшим жаром отстаивали своё и близких благополучие! Не
прибегая к хорошо освоенным современным языком словам: социализация, гуманизация,
интериоризация, культурное наследование, экология, постмодернизм и т.д., - люди
любой эпохи стремились на свой лад обустроить мир, пытались подчинить его своим
представлениям о лучшем. Насколько нам известно из истории, человек во все
времена искал на Земле не только сытости, удобства, но и порядка, новизны, а
также - правды, справедливости, любви, красоты. И легенды о золотом веке, и
утопические проекты светлого будущего равно порождаются высокими,
надситуативными стремлениями, взыскующим отношением человека к миру. Такая
устремлённость помогает людям совершенствовать обстоятельства и самих себя, что
можно наблюдать на изменении отношений к старшим, к Богу, к традициям, закону,
труду, женщине, детям, собственности, свободному времени, своему и чужому
здоровью, достоинству, природе. При этом важно отметить, что критерии
культурного развития состоят не столько в отношении, сколько в соотношении
отношений. Это отчётливо обнаруживается на примере так называемых целевых
ценностей. Мать, Отечество, друг, семья, дети, любимое занятие - каждая из этих
ценностей вызывает в нас сложную гамму переживаний, не сводимых к ситуационной
погружённости и прагматизму. Причём чем важней ценность, тем менее она
подвластна выбору и критериальному рассмотрению: одежду и обувь мы выбираем
удобную и красивую, еду - вкусную и полезную, досуг - интересный и эмоционально
подпитывающий. Но в выборе работы и спутника жизни, сколько ни пытайся мы
рационализировать свои действия, наши поступки в преобладающей степени движимы
стечением внутренних импульсов и внешних обстоятельств. А святыни - вообще не
выбираем. Их можно принимать или не принимать, чтить или не чтить, но они -
данность, нечто надличностное и надвременное.
Когда
человек готов годами откладывать деньги или распродать своё имущество ради того,
чтобы совершить паломничество к святым местам - что за жизненная потребность им
движет? Как верующие, так неверующие нередко ведут себя не только в
соответствии с принципом самосохранения, но демонстрируют и образцы
удивительной самоотдачи. В этих случаях происходит своего рода оборачивание цели
и средств. Внешняя цель становится для действующего человека самоценной, а себя
он начинает полагать средством для утверждения этой цели. Утверждать внешнюю
ценность можно по-разному: мы можем обслуживать, прислуживать, выслуживаться,
служить. Понятно, что раболепное, самоуничижительное, холуйское отношение
способно лишь унизить и того, кто служит, и объект его поклонения. Тогда как
высокая одержимость - в состоянии обогатить и ту, и другую стороны
взаимодействия. Это мы прекрасно знаем и по примерам любви, и по судьбам больших
художников, учёных, пророков. Даже в фанатизме есть нечто возвышенное.
Возвышенное трагизма и разрушения. Впрочем, риск самоотдачи не сводится только к
тривиальной безмерности фанатизма. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот
потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её»(Мф. 16: 25).
Мысль мощная, пронзительная. Но! Как только верующий усваивает её ( а это тем
более легко, что в Евангелии она неоднократно повторяется), тотчас возникает
опасность, что «почему» и «зачем» поменяются местами! Пожалуй, невозможно, да и
нецелесообразно начисто изгонять из мыслей человека заботу о себе. Но можно
говорить - о нравственной губительности «застревания» на этих мыслях. Равно как
и о вреде «застревания» на идее жертвенности, самоотказа. В идеале, наверное,
должна происходить пульсация смыслов, ведущая к их слиянию. Только так и можно
избежать различных вариантов гордыни или уныния.
Величайший
парадокс заключается в том, что забывая о себе, посвящая себя высшим ценностям -
отставленным в пространстве и во времени, требующим напряжения всех душевных и
физических сил, - человек обретает наибольшую, подлинную свободу. Кант в своём
категорическом императиве справедливо выдвигал запрет относиться к человеку как
к средству. Но сам-то человек вправе выбирать цели деятельности, вправе
посвящать свои талант и энергию хоть желудку или какому-либо другому органу,
ждущему приятных состояний. В том числе и такому своеобразному (
функциональному )органу, как честолюбие. Ставя себе высшие цели, человек тем
самым чётко определяет себе нравственную цену. Застреванию целей на каких-то
однотипных ценностях, особенно - потребительских, слепому поклонению или
высокомерному манипулированию человек в состоянии противопоставить
устремлённость к наивысшим ценностям, известным издревле - истине (через
удивление и постижение), добру (через сопереживание и любовь), красоте ( через
восхищение и творчество). Только такая устремлённость, пронизанная духом
искренности, благоволения, бескорыстия, способна наполнить пространство
человеческой культуры позитивными смыслами, придать человечеству достоинство и
энтузиазм. Не от каких-то внешних сил, а прежде всего от нас самих зависит,
сделает ли человек дар свободы и разума проклятием или благословением.
|